Турбины на низком старте

удастся ли российскому машиностроению выйти на новый уровень
В России выпускаются самые различные машины, но только не собственные газовые турбины большой мощности для энергетики. Правительство намерено исправить ситуацию за счет ускорения локализации их производства и разработки отечественной турбины. Но за перспективами скрываются серьезные проблемы.
Что произошло
Правительство приняло постановление, согласно которому компании с долей иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50 % не смогут локализовать в нашей стране производство газовых турбин мощностью от 35 до 499 МВт.

Согласно документу, чтобы газовые турбины считались российскими, их производителю необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, он должен хранить конструкторскую и техническую документацию с использованием электронных баз данных, находящихся на территории России.

Во-вторых, у него должен быть в России сервисный центр, осуществляющий ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание турбин.

В-третьих, необходимо в течение трех лет, с 2019 по 2022 год, снизить долю стоимости иностранных материалов, использованных при изготовлении турбины, с 50 до 10 %.

И в-четвертых, с 2020 года производитель должен использовать исключительно отечественные системы электроснабжения и автоматического управления, проводить в России механическую и термическую обработку роторов и корпусных деталей, сборку узлов турбин. С 2021 года ему придется применять изготовленные в России компоненты так называемого горячего тракта турбины – камеры сгорания и лопатки.

Подобные новшества могут в той или иной степени затронуть практически все зарубежные машиностроительные компании, планирующие локализацию производства газовых турбин для тепловых электростанций (ТЭС), считают отраслевые эксперты.
Препятствия на пути к локализации
Тем не менее, российское машиностроение пока что не способно выпускать качественные газовые турбины. НПО «Сатурн» сделало пять турбин мощностью 110 МВт каждая, но они часто ломались, поэтому пришлось отказаться от их эксплуатации. Гораздо более печальная судьба постигла турбину на 180 МВт, разработанную «Силовыми машинами», – она осталась на бумаге. Ее образец меньшей мощности был испытан на московской ТЭЦ-9 и заменен иностранным агрегатом.

Вполне вероятна ситуация, что с 2021 года в России не будут в полном объеме выпускаться компоненты горячего тракта; может быть, отдельные детали придется по-прежнему завозить из-за границы – они могут не пройти по качеству у иностранных компаний, реализующих локализационные проекты, и они будут добиваться для себя послаблений для импорта деталей. Использование же исключительно российских компонентов отнюдь не означает отказа от зарубежного оборудования и инструментов, необходимых для их изготовления. К тому же отечественные и иностранные производители могут столкнуться с реальной нехваткой кадров из-за низких зарплат.


Источник: fedpress.ru