Обзор пищевой и упаковочной промышленности России

Пищевая промышленность - одна из ключевых отраслей российской экономики. Быстрый ритм жизни россиян является причиной растущего спроса на продукты питания, которые можно взять с собой. Современного российского потребителя привлекают простота хранения и большой срок годности таких продуктов. Кроме того, стоит отметить новые форматы розничной торговли, которые сегодня активно развиваются в России.

Российский рынок продовольственных товаров занимает 8 место мире. Ежегодно торговый оборот продуктов питания достигает 27,5 млн т., а напитков (алкогольных и безалкогольных) - 26 млрд л. До 2014 г. в России наблюдался рост реальной заработной платы, который оказывал влияние на улучшение уровня жизни населения и формирование благоприятного потребительского климат. Сегодня реальные доходы населения постепенно снижаются, и, следовательно, падает уровень потребительских расходов. Однако, исследователи рынка говорят о том, что в 2017 г. продажи могут снова пойти вверх. Ожидается, что рост спроса на упакованные продукты питания составит 7,7%, а это означает, что в 2020 г. спрос достигнет 29 млн т. Такой рост спроса в долгосрочной перспективе является основой для положительных прогнозов расширения упаковочного рынка.

В течение последних 10 лет в России вдвое увеличился импорт оборудования для пищевой и упаковочной промышленности. Доля производства продуктов питания в отраслевой структуре российской промышленности составляет 11,5%. Активными игроками на рынке продовольствия являются более 43.000 предприятий в 30 различных отраслях промышленности. Пищевая промышленность - это привлекательная сфера российской промышленности для приложения иностранных инвестиций, объем которых за последние 5 лет превысил 900 млрд рублей. Положительная динамика на рынке продуктов питания напрямую влияет на развитие упаковочной промышленности.
Государственные проекты по развитию пищевой промышленности и сельского хозяйства предоставляют новые коммерческие возможности для иностранных поставщиков. На данный момент российское производство потребительских товаров и упаковочных материалов пока не способно повысить свою конкурентоспособность, чтобы Россия смогла полностью отказаться от импорта продуктов питания, в чем, стоит заметить, крайне заинтересовано российское правительство. Запрет ввоза продуктов питания из ряда стран, означает, что будет развиваться отечественная пищевая промышленность, а это потребует инвестиций в современные технологии для производства и упаковки продуктов питания.

В настоящее время на развитие отечественного производства продуктов питания влияет экономический спад в стране. Более того, 7 августа 2014 г. в ответ на экономические санкции Владимир Путин подписал указ о запрете целого ряда продуктов сельского хозяйства из США, Канады, Австралии и Норвегии. В список запрещенных продовольственных товаров входят мясо, птица, молочные продукты, фрукты, овощи, орехи и другие продукты питания.

Для того, чтобы удовлетворить потребности потребителей, России необходимо закупать большое количество продуктов за рубежом. На протяжение некоторого времени правительство России пыталось снизить такую зависимость от импорта продуктов питания, поэтому взялось за стимулирование инвестиций в отечественных производителей продовольствия, а это, в свою очередь, может положительным образом повлиять на спрос и развитие оборудования для пищевой и упаковочной промышленности.

В 2016 г. ключевыми факторами, оказавшими на развитие рынка продовольственных товаров, являлись:

  • Падение цен на нефть, ослабление и сильные колебания курса рубля.
  • Снижение реальных доходов населения
  • Спад производства, рост затрат на местное производство из-за повышения цен на запчасти и сырье.
  • Уменьшение розничного товарооборота
  • Высокая ключевая ставка Центробанка и высокая ставка по кредит

Все вышеперечисленные факторы оказывали влияние на снижение спроса на продукцию пищевой и упаковочной промышленности в 2015 и 2016 гг. Однако в скором времени ситуация может изменить в лучшую строну, чему свидетельствуют признаки роста российской экономики в 2017 г.
Низкий курс рубля, повлиявший на рост затрат отечественных производителей на импорт продукции машиностроения, вкупе с высокими процентными ставками по кредиту оказали влияние на прибыли зарубежных поставщиков. Однако стоит отметить, что и в будущем будет наблюдаться высокая зависимость от импорта фасовочно-упаковочного оборудования.
Об улучшении ситуации на рынке упаковочных материалов и оборудования свидетельствуют торговые выставки, организуемые в Москве. Около 800 экспонентов из 33 стран мира представили свою инновационную продукцию и разработки. Число посетителей из России и ближнего зарубежья достигло отметки в 23,000, в то время как в 2016 г. этот показатель равнялся 20,900 человек.

Западные компании ожидают подъема рынка и планируют и дальше развивать деловые связи, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию. Такой позитивный прогноз касается, в частности, сферы производства изделий из пластмасс, упаковочной и пищевой промышленности. Существует большой спрос на зарубежные технологии, при этом наблюдается потребность в оптимизации производства потребительских товаров, продуктов питания и упаковочной продукции. Согласно данным Ассоциации машиностроительной промышленности Германии (VDMA) объем импорта оборудования для пищевой и упаковочной промышленности составляет около 2 млрд долл.

Российский рынок продовольственных товаров характеризуется высоким уровнем конкуренции и зависимостью от колебаний цен. Крупными игроками на рынке являются такие корпорации, как Wynveen International BV, Nivoba BV, Meyn Food Processing Technology BV (Недерланды), Winkler und Dünnebier Süßwarenmaschinen GmbH, Kraft Foods Deutschland Services GmbH & Co. KG (Германия), Bühler AG (Швейцария), Ferrero SpA (Италия), Haarslev Industries A / S (Дания), Franz Haas Waffelmaschinen GmbH (Австрия), а также другие компании.

В настоящее время германские производители возглавляют список поставщиков оборудования для пищевой и упаковочной промышленности. Так, за 11 месяцев 2016 г. импорт продукции и фасовочно-упаковочного оборудования из Германии составил 304 млн евро.

Российский рынок упаковки состоит из следующих сегментов: металл (10%), стекло (12%), мягкие пластмассы (21%), твердые пластмассы (21%), бумага и картон (36%). На российском рынке функционирует более 2,000 компаний в 6 федеральных округах России (Центральном, Уральском, Сибирском, Северо-Западном Приволжском и Южном). Также существуют около 900 компаний, специализирующихся на производстве фасовочно-упаковочного оборудования. Российские предприятия зачастую приобретают оборудование напрямую у производителя. Крупные компания, как правило, оснащают свои производственные объекты импортным оборудованием. Кроме того, некоторые предприятия не всегда имеют возможность закупить новое оборудование. Дешевые бывшие в употреблении модели пользуются спросом у малого и среднего бизнеса и особенно, среди новых предприятий.

В России наблюдается спрос на производство и переработку многих видов продуктов питания и напитков. Наибольшим спросом пользуется энергосберегающее оборудование, с помощью которого можно произвести продукцию с высокой добавленной стоимостью:

  • Оборудование для переработки мяса и птицы (больше всего пользуется спрос на оборудование для переработки и упаковки индейки)
  • Оборудование для ресторанов
  • Оборудование для измельчения мяса
  • Оборудования для производства и упаковки молочных продуктов
  • Хлебопекарное оборудования для малых и больших предприятий

Рост потребления не только стимулирует развитие российского упаковочного рынка, но и вызывает потребность в инновационном оборудовании и технологиях для всех секторов промышленности России: от пищевой и косметических отраслей до сферы производства потребительских товаров и продукции химии. Для того, чтобы Россия перешла на автономное производство мяса, птицы, молока и фруктов, необходимо серьезно сконцентрироваться на переоснащении предприятий оборудованием для пищевой и упаковочной промышленности. Технологии в сфере упаковки и переработки играют важную роль, идет ли речь о санитарии, хранении или дизайне. Иностранные и российские предприниматели, занимающиеся инвестированием в современное и гибкое производство оборудования, которое позволяет выпускать продукцию, направленную на покупателя, будут извлекать максимальную выгоду из сложившейся ситуации на рынке.

Источник: export.gov